Со второй попытки уехать удалось, но не без проблем. Поезда по прежнему отменяют и задерживают, но в сторону Ахена по тихоньку наладилось. Билет на поезд 16.5 евро с человека в одну сторону, на ICE - 22 евро, ехать на обычном минут 40-50.
Город прикольный и очень средневековый центр, как мне нравится, но маленький. На подробный осмотр достаточно пол дня.
Приехав на вокзал сразу обзавёлся картой и нашел дорогу в сторону центра. Естественно в первую очередь хотелось посмотреть собор, но обо всём по порядку. Первое, что попадается на пути к цели это современная, построенная в 1980 году, церковь девы Марии в стиле неоготика. Это вообще самая новая церковь в старом городе.
Продолжаем движение в сторону центра.
Проходим мимо величественного здания театра. Здание было заложено в 1822 и торжественно открыто 15 мая 1825 года. 14 июля 1943 года, во время бомбёжки английской авиацией, театр был практически полностью уничтожен и отреставрирован к 3 декабря 1951 года.
Денежный фонтан вызывает улыбку. Здесь всегда многолюдно и играют дети, а жопастые фигуры фонтана им подыгрывают.
Точное название "Циркуляция денег". Фонтан создан в 1976 году Карлом-Хеннингом Земаном. Вода в фонтане вращается против часовой стрелки и не замерзает зимой, потому что это теплая вода из термальных источников Ахена. Аллегорические фигуры, обозначающие алчность, жадность, покровительство и попрошайничество размещены по кругу. Еще отец ребенка объясняет, как бороться с деньгами.
Входим в самый исторический центр, маршрут - вокруг собора.
Сбоку от Дома примостилась церквушка, которую можно и не заметить.
Казалось бы удивительно, зачем рядом с собором, в каких то паре метров! строить еще одну церковь, однако не все жители города могли посещать величественный собор и пользовались другими культовыми сооружениями. Так в 1180 году возникает первая церковь, посвященная св. Фоильну, единственная с таким посвящением для немецкоговорящих стран. Со временем и Дом и св. Фоильн расширялись, двигаясь друг навстречу другу. Сама церковь неоднократно перестраивалась и нынешний свой вид приняла начиная с 1888 года и позже. Во время Второй мировой войны, в 1944 году, церковь была почти полностью разрушена. Восстановление проходила в 1956-1958 годы под руководством Льва Хугота.
Двигаемся в обход собора по Кремерштрассе. Около очередного фонтана полно детишек. Местная экскурсия.
Фонтан установлен в 1975 году по проекту местного скульптора Бонифациуса Штирнберга. В аллегорической форме изображены основные и значимые моменты в жизни Ахена: Лошадь и Рыцарь символизируют проводимые в городе конные турниры, Торговка – торговлю, Священник – церковную жизнь, Модная Куколка – текстильную промышленность, Профессор и Арлекин – образование и культуру, Карнавальные маски – символ ахенского карнавала. Над фигурами высится петух как символ французской оккупации города.
Между Собором и ратушей большая по местным меркам площадь, но на ней сцена закрывающая весь вид на Дом. А это практически единственное место, откуда его можно сфотографировать целиком. Облом.
Площадь расположена на месте разрушенного императорского дворца, от которого до нашего времени дошли только капелла Карла Великого, ставшая частью Ахенского собора, и башня Granusturm,
которая стала восточной башней новой ратуши. Название площади происходит от Katzhoff — "Кошачий двор", так в средневековье называли место установки позорного столба, который стоял на
площади до 1790 года. С 1847 по 1902 год площадь носила имя ахенского бургомистра Герхарда Хоруса, по указанию которого было построено новое здание Ахенской ратуши. В 1902 году площади
было возвращено историческое название.
Катчхоф является местом проведения концертов, как мы уже заметили, еженедельных базаров, городских праздников и ежегодной Ахенской Рождественской ярмарки.
Рядом с Собором - сокровищница. Помимо хранилища драгоценностей здесь был монастырь и соборная школа пения. Внутри множество интересных вещей, включая мраморный саркофаг Прозерпины II века и бюст Чарльза великого, подаренный Чарльзом IV в 1349 году в честь коронации.
Выходим на площадь бывшего рыбного рынка. Здесь интересный дом, на фото слева получился.
"Травяной" дом не только старейшая постройка Ахена, но и еще первая городская ратуша. Построенный в 1267 году, он стоит на основании постройки времен Каролингов. Название происходит от
названия общественной зоны в средневековых деревнях, этакой зеленой лужайки, на которой происходили народные гуляния и наказывали провинившихся. Со временем дом стал мал для городского
управления м в XIV веке ратуша переехала в здание, построенное на фундаменте разрушенного дворца, а он был отведен под суд. Во времена французской оккупации здесь и вовсе расположилась
тюрьма.
Во время большого пожара 2 мая 1656 года дом сильно пострадал, но был вскоре восстановлен. О интерьере мало что известно, кроме того, что совет скорее всего заседал на верхнем этаже, а
в задней части здания была житница и склад соли. Вероятно дом соединялся с двумя соседними зданиями, свидетельства чего были обнаружены во время реконструкции 1886-1889 годов. Уровень
мостовой был при постройке на метр ниже современного.
Соборный двор.
Перед Собором еще одна, большая по меркам старого города, площадь. На ней кстати куча прикольных кафешек и атмосфера замечательная.
На площади стоит фонтан св. Винсента, созданный в 1847 году архитектором Фридрихом Арком в стиле неоготики. Фонтан с четырех сторон украшают фигуры святых. С севера, лицом к Собору, находится фигура Девы Марии, покровительницы Ахена, из-за которой его называют еще Marienbrunnen - фонтан Марии, с юга - фигура св. Винсента, напротив бывшей больницы св. Винсента для бедных, с запада - фигура Архангела Михаила, с востока - св. Флориан, смотрящий на одноименную церковь.
А что это мы всё вокруг да около? Обратим своё внимание на сам Дом. Кстати внутри фото - 1 евро. Можно и не платить, но уж пусть собирают.
Самой старой постройкой в комплексе Собора является дворцовая императорская капелла, строительство которой началось около 794 года Карлом Великим. Капелла выполнена в византийском стиле в
виде восьмиугольника, её архитектура восходит к церкви св. Виталия в Ровенне.
В 805 году собор был освящён папой Львом III, а в 814 Карл Великий был погребён в дворцовой капелле. В середине XII века были построены галереи, а в XIII веке появился фасад из блоков.
В 1355году началось строительство хоров, которое завершилось к 600-летию смерти Карла Великого в 1414 году. Вместе с хорами вокруг восьмигранника были пристроены капеллы: с юга Венгерская
в 1367 году, св. Матиаса и св. Анны в 1449 году, св. Чарльза и св. Хуберта в 1474 и св. Николая в 1480-1485 годах.
В "барочный" период в 1644 году восьмиугольник перекрыли медной крышей, в 1756-1757 годах Венгерская часовня перенесена во вновь построенную часть, в 1788 году вновь открытый входной зал
был перекрыт дополнительным порталом. Переделки затронули и интерьер. Мозаика была заменена штукатуркой.
В XIX веке барочные переделки были удалены и была добавлена башня 74 метровой высоты в 1884 году. Были также полностью обновлены скульптуры, украшающие фасад.
В восьмиугольнике, где со времен Карла Великого стоял трон, проходили церемонии коронации всех правителей с 936 по 1531 годы. На верхних этажах располагаются порфировые, мраморные и
гранитные колонны, перевезенные Карлом Великим из Рима и Ровенны. Во времена Наполеона колонны были перевезены в Париж и не все вернулись обратно. Четыре колонны из красного порфира
остались в Лувре, часть была сломана при перевозке. В центре восьмиугольника висит канделябр подаренный Фридрихом I Барбароссой в 1165 году. Он, как и Собор в целом, символизирует
священный Иерусалим. В средневековых хорах хранятся великие реликвии Ахена: гробница канонизированного в 1165 году Карла Великого, пелена Младенца Христа, пояс, который Христос носил во
время распятия, платье Девы Марии, погребальный саван Иоанна Крестителя.
Ахенский Собор стал одним из первых, если быть точным то третьим в мире и первым в Европе, объектом культурного наследия Юнеско.
Продолжаем нарезать круги вокруг центра. Улица Хоф.
Рядом музей архитекторов Коуэнов.
На трёх этажах музея расположились интерьеры, отображающие типичные интерьеры домов XVIII - XIX веков города Ахен. Музей назван в честь архитекторов Джона Джозефа Коуэна и его сына Джекоба. Он располагается в доме фармацевта Андреаса Манхейма, перестроенного Джекобом в 1786 году. Музей был основан в 1929 году и изначально располагался в доме Фей, который был полностью уничтожен во время Второй мировой войны. Дом Манхейма тоже пострадал, но он был наиболее сохранившейся постройкой, к которой приложили руку известные архитекторы.
Недалеко от ратуши небольшая площадь "Куриный рынок", на которой очередной прикольный фонтан.
Фонтан рассказывает историю о воришке, задумавшем украсть курицу ночью. Поймав в спешке птицу вор пытался убежать, но по ошибке схватил петуха, который начал громко кукарекать и привлек к себе внимание. Вора привязали к позорному столбу, а граждане всячески глумились над ним. Такая вот поучительная история о разнице между петухом и курицей. Фонтан создал Герман Йоахим Паглес в 1913 году. На площади стоит копия 1953 года.
Выходим на Маркт, наверное центральную площадь города.
Первоначально ратуша располагалась в "Травяном доме", который нам уже попадался, но после того, как Ахен стал в 1306 году "вольным городом" назрело расширение. В
1330 году принимается решение о строительстве новой ратуши, которая была построена на руинах императорского дворца, а оставшаяся от него башня Granusturm стала
восточной башней ратуши. Строительство было закончено в 1349 году.
2 мая 1656 года, во время "Большого городского пожара", здание ратуши также пострадало. Сгорела крыша и были разрушены шпили. Пострадавшие элементы были
восстановлены в соответствии с модой в стиле барокко. В XVIII веке этот стиль проник и внутрь, был перестроен "Белый" зал и зал заседаний.
В XIX веке готика стала возвращаться с новыми перестройками, тогда же северный фасад украсили статуи королей. В 1883 году крыша и шпили вновь сгорели и были
восстановлены к 1902 году.
В 1943 году здание было сильно повреждено и последняя реконструкция растянулась до 70-х годов. Сейчас часть помещений открыта для свободного посещения, но внутри
откровенно скучно.
Прямо к зданию ратуши примостилось кафе. Прикольное, деревянное, невозможно было не зайти внутрь. А внутри суперский антураж и самое время было остановится на пол часика чтобы попить пенного.
После ратуши и пива обратим внимание на площадь.
Дом строился параллельно с ратушей и был закончен в 1344 году. Это одно из немногих готических строений, переживших пожар 1656 года. Первоначальное назначение дома
неизвестно, но подвалы и стиль постройки говорит о возможности размещения здесь таверны или винного дома. Позже он служил резиденцией для состоятельных граждан и
получил название по первому известному владельцу - Анне Левенштейн.
На углу дома в 1747 году установлена статуя св. Иоанна Непомуцкого. Сегодня дом принадлежит городу и помещения используются советом и городской администрацией, а
также здесь архив и музей карнавала.
Фонтан самый старый в городе. Он был установлен в 1620 году. Во время вторжения французов, в 1792 году, статуя была похищена в качестве военного трофея и вывезена Париж. В 1804 году, в ходе переговоров, была достигнута договоренность о возврате статуи и через год она была торжественно установлена на своё место. Оригинал с 1969 года находится в Коронационном зале ратуши.
Дальше двигаемся по Понтштрассе, исторической улице ведущей на север.
По ходу встречается небольшая барочная церквушка.
Церковь была построена в 1739-1745 годах орденом кармелиток. Архитектор Иоганн Йозеф Коувен выступил дизайнером интерьеров. При секуляризации в 1802 году
церковь перешла во владения города.
Во время Второй мировой войны церковь была разрушена. Здание восстановили в 1950-х годах, интерьеры - в 1970-х.
И еще одна, побольше.
В 1363 Жерар из Бонгарда пожертвовал деньги на строительство часовни на этом месте. В 1372 году оно было завершено. Постепенно вокруг образовался монастырь ордена
крестоносцев. Во время пожара в 1656 году часовня была разрушена и восстановлена как временное строение. Позже возникла необходимость в расширении и в 1683 году
началось новое строительство. Оно затянулось из-за войны и беспорядков до 17 июня 1770 года. После секуляризации церковь становится приходской. Еще одно расширение
состоялось в 1898 году и было завершено в 1902 году.
Во время Второй мировой войны здание получило значительные повреждения и окончательное восстановление несколько затянулось. В 1964 была завершена перестройка, окна
вставлялись аж до 2002 года, а реконструкция колокольни ведется до сих пор, судя по лесам. Тоже ничего себе так долгостройчик с XIV века...
Доходим до самой северной точки нашего маршрута. Это прекрасные средневековые ворота и башня.
Северо-западная воротная башня средневековой городской стены - одни из двух ворот, дошедших до нашего времени. Ворота были построены в начале XIV века, а башня
закончена в 1320 году. Они стали частью второго кольца городских стен Ахена. Здесь также находился пункт сбора податей и тюрьма. С 1735 года в здании ворот
размещалась школа, после реставрации 1910 года - городской исторический музей.
Во время Второй мировой войны, в 1943 году, ворота были серьёзно повреждены, а барбакан был полностью разрушен. В 1947 году в здании ворот было организовано
молодёжное общежитие. В 1952 году здание было отдано "Союзу немецких следопытов". В 1973 году ворота были отреставрированы, а барбакан воссоздан.
Барбакан, или отводная стрельница, - башня, вынесенная за периметр стен крепости или замка и охраняющую подступы к мосту или воротам. Барбакан соединялся с
крепостью окаймлённым стенами проходом. Яркий пример - Кутафья башня московского Кремля.
Еще один круг нарезаем в сторону ратуши. Проходим мимо церкви св. Николая, доставшейся и от предков и от современников.
Церковь Святого Николая в Аахене бывший монастырский храм ордена Братьев Меньших. Она впервые упоминается в 1005 году, как часовня, стоящая недалеко от Кёльнских
ворот, на важном торговом пути. В 1234 году она была передана ордену Братьев Меньших, ответвлению ордена францисканцев, и в течении десяти последующих лет вокруг
возник монастырь.
Вскоре стало ясно, что часовня маловата и был заложен новый храм, освященный 6 декабря в 1327 года князем-епископом Льежа Адольфом II Фон дер Марка, во имя
св. Николая Мирликийскийского. Дальнейшее расширение было предпринято после пожара 1333 года. В 1628 году полуразрушенные здания монастыря были снесены, а в
понедельник, 22 апреля 1630 года был заложен первый камень для нового здания.
В 1656 году здание пострадало от пожара, сгорела крыша, а 18 сентября 1692 года при землетрясении треснул западный фронтон и рухнули своды. Свод был восстановлен
Лоренцом Мефердарисом в 1706 году. В 1732 году Иоганном Йозефом Коуэном было пристроено два крыла. После секуляризации 1802 года церковь стала приходской, а алтари
вывезли французы в Лувр. Они были возвращены в 1815 году. 12 марта 1876 года ураганом повредило крышу.
Во время Второй мировой войны церковь была разрушена. Её восстановление закончилось в 1964 году. Канун нового года 2010-2011 принес новую катастрофу для церкви.
Несколько фейерверков ударили через окно хора в неф и вызвали пожар, в котором погиб драгоценный алтарь и большая часть свода. Повреждения не устранены до сих пор.
Рядом скульптурная группа, созданная местным художником Хейнцем Тоболлой в 1974 году.
Еще немного неопознанного...
Напротив церковь св. Павла, называемая почему то оскверненной.
Последний культовый объект - церковь св. Анны.
На этом месте в 1511 был основан бенедиктинский монастырь на средства Сибиллы Бранденбург, вдовы Уильяма Юлих-Берга. Монастырь был освящен в честь свв. Иоакима и
Анны. Он был небольшим и не имел собственной церкви, которая появилась только в 1532 году. В XVIII веке она была перестроена Иоганном Йозефом Коуэном, причём от
старой остались только часть фундаментов. Церковь была освящена в 1749 году. После секуляризации 1802 года церковь была передана протестантской общине.
Во время Второй мировой войны здание церкви было разрушено практически полностью. Основные работы по восстановлению проводились с 1950 по 1951 годы, но и в 2012-
2013 еще велись работы.
Культурный обзор закончился и к вечеру, перед отъездом, мы отправились к ратуше чтобы покушать в одном из уютных кафе. Выбрали кафе со специализацией на картошке. Я взял суп-пюре с колбасками, очень вкусный, а Зайца! взяла тушёную говядину с капустой и кнедлями. Порции огромные, половину не съела. И еще здесь, как и в Эльзасе, готовят блюдо, напоминающее пиццу на тонком тесте. Тут это называется flammenkucken. На тонком тесте из дровяной печи сыр, лук и бекон. Очень вкусно!!!
На последок несколько видов города.